Политический блог. Новости. Крым. АТО. Аналитика.

среда, 27 января 2016 г.

Война и фотография


Война. Фотография.
Война и фотография — произведения человеческого гения, подчас жестокого и злого. Само понятие «война» немыслимо вне человеческой природы. Современная война подразумевает наличие двух факторов: идеологии, превращающей людей в оружие, и наличия врага. Цель войны в человеческом сообществе уже давно не выживание, не борьба за еду и другие жизненно необходимые факторы. Война — это убийство за идею.
Фотография возникла в 1830-х как эксперимент закрепления светового образа на чувствительной к свету поверхности. И мы можем уверенно говорить о появлении военной фотографии уже в 1850-х.  Само изобретение фотографии отставным офицером французской армии Жозефом Нисефором Ньепсом говорит нам о  не разрывности фотографии  и войны.
Между войной и техническим прогрессом есть неразрывная связь, они зависимы друг от друга, они вдохновляют и питают друг друга... параллельное развитие техники войн и цивилизации в целом положительно сказалось и на фотографии.
Нельзя говорить, что фотография была создана для увековечивания войны, она играет свою индивидуальную роль
Военная фотография меняется в зависимости от технического прогресса и того, что каждый конкретный художник хочет сказать о войне, какой он хочет преподнести ее людям сквозь призму своих мыслей и чувств, какие задачи поставлены перед ним. Не только художник использует фотографию для своих замыслов, политики, пропагандисты и даже простой обыватель использует фотографию в своих целях.
Но как бы то ни было, война всегда остается войной: скорбью о потерянных близких, страхом еще живых перед смертью, жертвами и калеками. Военная фотография может быть просто способом фиксирования военных действий, а может нести в себе и определенное субъективное «послание» автора к зрителю, быть инструментом пропаганды за войну или против войны. Шпионажа или немым свидетелем преступлений и подвигов.
Насколько уместно говорить о военной фотографии как об искусстве? Искать в ней композицию и красоту? Что есть военная фотография? Произведение романтических безумцев или голая неприкрытая правда, без этики и политкорректности? На эти вопросы даже у военных фотографов у каждого


свой ответ. Но в любом случае отсутствие этих прошлых картинок создает пространство для воображаемого прошлого.

Военная фотография — продукт развитой европейской цивилизации. Портрет военного мы можем встретить и на ранних европейских, русских, американских дагерротипах еще в 1840-х годах; среди первых сохранившихся фотографий, сделанных в Японии в 1860-х, — портреты самураев. Но военная фотография не только и не столько портрет военного человека. Как только фотография приобрела относительную мобильность, вышла за пределы съемочного павильона, ей под силу стала работа на полях сражений.

Наличие современных технологий вывело военную фотографию в режим он-лайн и всеобщей доступности. Теперь каждый может увидеть все ужасы войны. Фотографии свойственна магия соприсутствия: когда камера в руках человека сопереживающего, она смотрит на все, сопереживая, и мы, зрители, видим войну по-другому, мы не только соприкасаемся с ней, война оказывается разной и новой.

Когда писалась мировая история фотографии, в ней нашлось место фотографии со всех континентов, но в меньшей степени русской фотографии: на протяжении ХХ века в советской России фотография не воспринималась как самостоятельное явление, достойное собственной истории — тем удобное было использовать фотографию в качестве идеологического инструмента, инструмента пропаганды и убеждения. Историю мировой фотографии с равным рвением изучали британцы, французы и американцы: первые двое в соревновательном порыве за утверждение первенства изобретения фотографии, а третьи — в силу того, что отсутствие многовековой истории в Америке было — с помощью фотографии — с лихвой компенсировано обилием зафиксированных за последние полтора столетия событий. Фотография стала инструментом американской истории и одним из главных, а в области изобразительных искусств, вероятно, главным искусством XIX — первой половины ХХ веков.

Современная военная фотография становится все более изощренным инструментом познания свершившейся на полях сражений истории. Появляется большая оперативность. Фотография уже не просто фиксация пост-фактум, но донесение с места во время сражения. Русско-японская, Первая Мировая войны вошли в историю не только как подробно запротоколированные кампании; в свидетельствах о них появляется новая, неофициальная точка зрения: войну снимают не только фотографы, передвигающиеся с официальными лицами, но офицеры и даже солдаты — фотографы-любители. (Тогда же расцветает и шпионская фотография, из-за которой во Вторую Мировую с таким подозрением относятся к людям с камерой, но не в военной форме). Уже Первая Мировая война становится не только захватывающим зрелищем, становится фактом достоверным и неприглядным. Субъективное осознание войны изнутри ее участниками выливается в появление новой литературы.

В XXI веке русские с лихвой использую фотографию для показухи своих „подвигов“ военных преступлений и пропаганды.  Бездумные селфи на фоне театра военных сражений часто вскрывают военное присутствие там, где якобы его нет, и раскрывают военные секреты.

Поэтому военная фотография, — не всякая, но та, что воспринимается нами как человеческое свидетельство, — тавро нашей памяти. Этот знак будоражит, выковыривает совесть и страх из потайных уголков сознания зрителя. Мы не любим военную фотографию и не можем без нее жить.

Статье использованы мысли и слова Марии Смирновой из текста „Война и фотография“ 2006. 
Share:

0 коммент.:

Отправить комментарий

BTemplates.com

Общее·количество·просмотров·страницы

Технологии Blogger.

Wikipedia

Результаты поиска

Translate