Война. Фотография.
Война и фотография — произведения
человеческого гения, подчас жестокого и злого. Само понятие «война» немыслимо
вне человеческой природы. Современная война подразумевает наличие двух
факторов: идеологии, превращающей людей в оружие, и наличия врага. Цель войны в
человеческом сообществе уже давно не выживание, не борьба за еду и другие
жизненно необходимые факторы. Война — это убийство за идею.
Фотография возникла в 1830-х как
эксперимент закрепления светового образа на чувствительной к свету поверхности.
И мы можем уверенно говорить о появлении военной фотографии уже в 1850-х. Само изобретение фотографии отставным офицером
французской армии Жозефом Нисефором Ньепсом говорит нам о не разрывности фотографии и войны.
Между войной и техническим
прогрессом есть неразрывная связь, они зависимы друг от друга, они вдохновляют
и питают друг друга... параллельное развитие техники войн и цивилизации в целом
положительно сказалось и на фотографии.
Нельзя говорить, что фотография
была создана для увековечивания войны, она играет свою индивидуальную роль
Военная фотография меняется в
зависимости от технического прогресса и того, что каждый конкретный художник
хочет сказать о войне, какой он хочет преподнести ее людям сквозь призму своих
мыслей и чувств, какие задачи поставлены перед ним. Не только художник
использует фотографию для своих замыслов, политики, пропагандисты и даже
простой обыватель использует фотографию в своих целях.
Но как бы то ни было, война
всегда остается войной: скорбью о потерянных близких, страхом еще живых перед
смертью, жертвами и калеками. Военная фотография может быть просто способом
фиксирования военных действий, а может нести в себе и определенное субъективное
«послание» автора к зрителю, быть инструментом пропаганды за войну или против
войны. Шпионажа или немым свидетелем преступлений и подвигов.
Насколько уместно говорить о
военной фотографии как об искусстве? Искать в ней композицию и красоту? Что
есть военная фотография? Произведение романтических безумцев или голая неприкрытая
правда, без этики и политкорректности? На эти вопросы даже у военных фотографов
у каждого
свой ответ. Но в любом случае
отсутствие этих прошлых картинок создает пространство для воображаемого
прошлого.
Военная фотография — продукт
развитой европейской цивилизации. Портрет военного мы можем встретить и на
ранних европейских, русских, американских дагерротипах еще в 1840-х годах;
среди первых сохранившихся фотографий, сделанных в Японии в 1860-х, — портреты
самураев. Но военная фотография не только и не столько портрет военного
человека. Как только фотография приобрела относительную мобильность, вышла за
пределы съемочного павильона, ей под силу стала работа на полях сражений.
Наличие современных технологий
вывело военную фотографию в режим он-лайн и всеобщей доступности. Теперь каждый
может увидеть все ужасы войны. Фотографии свойственна магия соприсутствия:
когда камера в руках человека сопереживающего, она смотрит на все, сопереживая,
и мы, зрители, видим войну по-другому, мы не только соприкасаемся с ней, война
оказывается разной и новой.
Когда писалась мировая история
фотографии, в ней нашлось место фотографии со всех континентов, но в меньшей
степени русской фотографии: на протяжении ХХ века в советской России фотография
не воспринималась как самостоятельное явление, достойное собственной истории —
тем удобное было использовать фотографию в качестве идеологического
инструмента, инструмента пропаганды и убеждения. Историю мировой фотографии с
равным рвением изучали британцы, французы и американцы: первые двое в
соревновательном порыве за утверждение первенства изобретения фотографии, а
третьи — в силу того, что отсутствие многовековой истории в Америке было — с
помощью фотографии — с лихвой компенсировано обилием зафиксированных за
последние полтора столетия событий. Фотография стала инструментом американской
истории и одним из главных, а в области изобразительных искусств, вероятно,
главным искусством XIX —
первой половины ХХ веков.
Современная военная фотография
становится все более изощренным инструментом познания свершившейся на полях
сражений истории. Появляется большая оперативность. Фотография уже не просто
фиксация пост-фактум, но донесение с места во время сражения. Русско-японская,
Первая Мировая войны вошли в историю не только как подробно запротоколированные
кампании; в свидетельствах о них появляется новая, неофициальная точка зрения:
войну снимают не только фотографы, передвигающиеся с официальными лицами, но
офицеры и даже солдаты — фотографы-любители. (Тогда же расцветает и шпионская
фотография, из-за которой во Вторую Мировую с таким подозрением относятся к
людям с камерой, но не в военной форме). Уже Первая Мировая война становится не
только захватывающим зрелищем, становится фактом достоверным и неприглядным.
Субъективное осознание войны изнутри ее участниками выливается в появление
новой литературы.
В XXI веке русские с лихвой использую
фотографию для показухи своих „подвигов“ военных преступлений и
пропаганды. Бездумные селфи на фоне театра
военных сражений часто вскрывают военное присутствие там, где якобы его нет, и
раскрывают военные секреты.
Поэтому военная фотография, — не
всякая, но та, что воспринимается нами как человеческое свидетельство, — тавро
нашей памяти. Этот знак будоражит, выковыривает совесть и страх из потайных
уголков сознания зрителя. Мы не любим военную фотографию и не можем без нее
жить.
Статье использованы мысли и слова Марии Смирновой из текста „Война и
фотография“ 2006.
0 коммент.:
Отправить комментарий